Правовая основа рекламы

В качестве рекламы рассматривается информация, обладающая сразу двумя признаками: изготовленная в виде отдельного рекламного продукта и распространенная общедоступными способами.
Рекламная информация не адресована каким-то конкретным лицам, она предназначена для неопределенного количества людей. В рекламе сообщается о физических или юридических лицах, товарах, работах, услугах, идеях, товарах.
Реклама распространяется в самых разных формах: письменной, устной, в виде схем, графиков, рисунков и иных изображений. Средства распространения рекламы также самые различные: средства массовой информации, плакаты, почтовые отправления, даже рекламные заявления на упаковке и ярлыках.

Реклама тесно связана с предпринимательской деятельностью: она дает информацию о физических или юридических лицах (субъектах предпринимательства) и о товарах (результатах или предметах предпринимательской деятельности). Однако к рекламе не относятся объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не относящиеся к предпринимательской деятельности.

Основным правовым источником формирования нормативно-правовой основы рекламы является Конституция Российской Федерации. В основные права и свободы человека и гражданина входит право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ.

В 1995 году в связи с принятием Федерального закона "О рекламе" от 25 июля 1995 года закончилось становление нормативно-правовой основы отношений в сфере рекламы. Все принятые до этого закона о рекламе нормативно-правовые акты, в том числе указы Президента РФ, продолжают действовать и применяться, если не противоречат Закону о рекламе.

Самая яркая черта закона РФ о рекламе - это его универсальность. Он направлен на то, чтобы обеспечить единство и непротиворечивость нормативно-правовой основы рекламной информации. Целевые установки закона о рекламе очень четкие:
- защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Федеральный закон о рекламе функционирует не только на территории Российской Федерации. Он применяется и тогда, когда действия в области рекламы, совершаемые за пределами Российской Федерации лицами РФ, приводят к ограничению конкуренции, вводят в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации или ведут к другим негативным последствиям на рынках РФ.

Закон РФ о рекламе применяется по отношению к российским юридическим лицам и гражданам и к иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые производят, размещают и распространяют рекламу на территории Российской Федерации.

На политическую рекламу Федеральный закон о рекламе не распространяется, ведь политические отношения значительно отличаются от рыночных и предпринимательских отношений.

Правовые основы рекламы регулируются еще некоторыми документами. Кроме закона о рекламе, обязательного для исполнения, существуют общепризнанные нормы, которые не являются законодательными, однако они считаются основой корректного поведения в данной области. Это, например, Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты. Однако этот документ не является обязательным для исполнения, он носит лишь рекомендательный характер. Его можно использовать в суде в качестве справочного документа в рамках законодательства.

В Международном кодексе рекламной практики определены основные принципы рекламной деятельности:
1) вся реклама должна быть законной, пристойной, честной и достоверной;
2) всякая реклама должна разрабатываться с высокой степенью ответственности перед обществом и соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности;
3) реклама ни в коем случае не должна дискредитировать рекламную деятельность в глазах общества.

 


Возврат к списку