Запрещенные к рекламированию товары и услуги
На сегодняшний день рекламирование некоторых товаров и услуг запрещено законодательством, а реклама других товаров и услуг ограничена строгими правилами, которые, впрочем, не всегда соблюдаются. Контролем за всеми видами ненадлежащей рекламы занимается Федеральная Антимонопольная служба РФ (ФАС). А правила рекламы и список ограничений на рекламу в России закреплены в Федеральном законе о рекламе.
Так, например, запрещено рекламировать следующие товары и услуги:
- товары, производство и продажа которых запрещены законодательством Российской Федерации (контрафактные товары; услуги регистрации по месту жительства; дипломы.
наркотические вещества, психотропные вещества);
- взрывчатые вещества и материалы, кроме пиротехнических изделий;
- товары и услуги, подлежащие сертификации, при отсутствии необходимых сертификатов;
- распространение (продажа) дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
Кроме того, нельзя рекламировать оружие, а также игры и пари, основанные на риске, и их организаторов.
В законе о рекламе накладываются ограничения на рекламу отдельных видов товаров и услуг, а именно:
- алкогольной продукции;
- пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
- табачных изделий и курительных принадлежностей;
- лотерей и стимулирующих мероприятий;
- лекарств, медицинской техники и медицинских услуг;
- БАДов;
- детского питания;
- финансовых услуг;
- ценных бумаг;
- товаров при дистанционном способе их продажи.
Так, например, реклама алкогольной продукции и реклама табачных изделий не должна:
1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции и курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции или курения;
3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;
4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
5) обращаться к несовершеннолетним;
6) использовать образы несовершеннолетних.
Реклама алкогольной продукции и реклама табака (табачных изделий) в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя и табака, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10% рекламной площади (пространства).
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции или табачных изделий, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции или табачных изделий, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий и алкогольной продукции, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.
Помимо этого, запрещено в рекламе БАДов (биологически активных добавок) использовать слова "лечение", "лечит", "вылечивает" и тому подобные, требуется заменять их на слова "коррекция здоровья", "профилактика здоровья" и прочие синонимичные выражения.
Также в законе о рекламе говорится о том, что нельзя рекламировать запрещенную законом деятельность и вредные или опасные продукты, например, вскоре планируется запретить рекламу фаст-фуда, чипсов и других вредных для здоровья продуктов. Уже сегодня производятся попытки убрать рекламу по телевидению о сетях быстрого питания ("Макдональдс" и других).
Что касается некоторых услуг, то, например, по инициативе депутатов Государственной думы РФ в Госдуму внесен законопроект, запрещающий рекламу в СМИ оккультных услуг и целителей, не имеющих соответствующего разрешения.
Однако, несмотря на эти запреты на рекламу и ограничения по рекламированию товаров и услуг, производители всевозможными способами пытаются обходить эти законы (методами скрытой рекламы и тому подобными).